Интернет-приёмная главы города Анатолия Макушева

Нормативно-правовые акты

Административные регламенты

Переселение граждан

Экскурсия по городу Ленску

Посадка на автобусы на берегу Лены с теплохода «Михаил Светлов»

Остановка возле Храма Святителя Иннокентия

Храм – шедевр деревянного зодчества. 23 сентября 2001 года состоялась церемония освящения храма. Сам Храм и его убранство, всё сделано из дерева, полтора километра деревянного кружева. Царские Врата – вся ручная работа(Кушнаренко Алексей). Храм назван в честь Иннокентия (Виниаминова) Архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского, Митрополита Московского, выдающегося учёного-этнографа, географа, лингвиста, переводчика, Почётного члена Императорского Русского географического общества. Под его руководством была составлена первая Якутская азбука по которой были переведены церковнославянские писания на якутский язык и в 1859 году в Якутском Троицком Соборе впервые состоялась торжественная литургия на якутском языке. В 1974 году Святитель Иннокентий был канонизирован и причислен к лику святых

Точной даты образования Мухтуи в печатных источниках нет. Но сопоставляя разные сведенья можно считать годом её появления 1743 год, когда был открыт Иркутско – Якутский тракт. Тракт был проложен, но заселялся медленно, а движение по нему шло круглый год. Содержание тракта стало тяжёлой повинностью якутов, их посылали обслуживать его со своими лошадьми  и со своим инвентарём. Якуты должны были расчищать дорогу, разбивать торосы, но практически ничего этого не делалось. По указу иркутской губернской канцелярии якутов освободили от этой повинности и переложили всё на русских поселенцев. Так вдоль побережья Лены появилось притрактовое население В Мухтуе поселилось пять русских семей – Сидоровы, Татарченко, Серкины, Рыбкины и Кирилловы.

Основной заработок  мухтуйцы имели от перевозки почты но ещё занимались земледелием и огородничеством. С 1895 года перевозка почты на лето была передана пароходству и люди обслуживающие почтовый тракт лишились значительной части дохода. Зимой путь по Лене начинался с середины ноября и стоял по апрель месяц. Мухтуйские крестьяне в конце 19 начале 20 веков занимались сельским хозяйством – разводили скот, сеяли пшеницу, реже другие зерновые культуры, выращивали картофель овощи.

Нанятые  купцами пастухи гоняли скот в Бодайбо. С развитием судоходства стали перегонять скот до Витима, Терёшкино, где агенты золотопромышленники принимали животных и дальше отправляли их на баржах. Но всё равно вплоть до 30-х годов 20 века распространённым занятием оставалась перевозка почты. Тракт был связующей нитью взаимодействия культур русского и якутского народов и сыграл огромную роль в экономической и общественно-политической жизни Якутии.

В 1869 году было открыто «Мухтуйское одноклассное приходское училище Мухтуйского сельского общества « Именно тогда крестьянские дети впервые с робостью и волнением переступили порог первой Мухтуйской школы.

В конце 19 века в Мухтуе была освещена церковь. Сама церковь, ограда, убранство её внутри были великолепны, при церкви имелась библиотека с духовной литературой. Закрыли её в 1932 году.

Широкую известность получил и другой тракт проходивший по Лене – «кандальный» В Мухтуе и Витиме  отбывали ссылку декабристы Заикин, Назимов, Краснокутский. Позже  в  Мухтуйскую волость ссылались в большом количестве большевики, участники казацких волнений, польские и рижские политссыльные, участники Свеаборгского восстания, латышские революционеры, о Мухтуе писали И.А. Гончаров, В.Г.Короленко.

Шли годы. К моменту образования Якутской АССР экономика округа – земледелие, пушной промысел, сельское хозяйство, извоз за годы гражданской войны пришла в упадок. Промышленности тогда в этих краях не было. Большим подспорьем для Мухтуйцев всегда была охота и рыбная ловля. Добывали соболя, лисицу, белку, зайца, медведя, сохатого. Промысел носил, прежде всего, пушной характер. Ценный мех продавали на рынке и лишь частично использовали для пошива одежды. Шли годы, происходили и перемены. Стали появляться колхозы. К концу 30-х годов в Ленском районе появились промышленные предприятия – леспромхозы, Пеледуйская судоверфь, сользавод, первая мельница пристань. В 1930 году в клубе демонстрировали новые фильмы, в 1932 году появилось первое радио.

В начале этого же года в Мухтую прилетел первый самолёт

Летом 1941 года Мухтуя жила обычными летними заботами. В воскресный полдень 22 июня пришла страшная весть о войне. Как и все, Мухтуйцы очень тяжело перенесли эти годы. За годы войны из Ленского района было мобилизовано 3571 человек, погибло или пропало без вести 1008 человек.

И после войны Мухтуя оставалась небольшим приленским селом, довольно тихим населённым пунктом, в котором редко увидишь автомобиль или трактор. Из сколько-нибудь крупных, по тем меркам, предприятий – разве, что Ленский леспромхоз.

Кто знает, как сложилась бы дальнейшая судьба Мухтуи, не найди геологи на территории Ленского района алмазоносные трубки. В  Мухтуе началось строительство первой очереди речного порта, причальной стенки, стали строить большое количество жилья, культурно-бытовых объектов. Вскоре Мухтуя стала крупным транспортно-складским узлом, мощной перевалочной базой и 13 июля 1963 года получила статус города, стала называться городом Ленском.

По Набережной к памятнику ВОВ

Памятник был построен в 1966 году, а к 60-летию Победы был реконструирован в результате чего появился целый комплекс – это Памятные стелы, Обелиск Победы, Стилизованное знамя, Памятник воинам-интернационалистам. В городе появилось одно из красивейших мест- Площадь Победы.

Едем по ул. Ленина: первое предприятие ПАХ,  построено в 1964 году, было всего 6 автобусов, первый дом быта, с всевозможными пошивочными цехами, химчисткой. Первый кинотеатр, который назывался «Лена», там был всего один зал и вмещал он 250 человек., Вся улица Ленина была застроена 4-х квартирными домами.

После нескольких лет строительства  в апреле 1970 года был построен  Дом культуры. Он расположен на площади Ленина, дальше от площади, в сторону реки Лены, тянется бульвар имени В.М.Ягнышева (наш земляк, коренной житель, начинал с комсомола, много сделал для  города и т.д) В конце бульвара, на берегу Лены, воздвигнут монумент – Ладья построенный в честь тружеников проложивших путь к алмазам. Сооружение построено 2002году из бронзы и гранита, высота 26,5м.

Завернуть возле «Золотого улья» к «Тройке»

Композиция «Тройка» с каскадом оригинальных фонтанов, расположена в сквере Первопроходцев. Эта композиция символизирует не только мощь машин, но и преемственность поколений – от первых ямщиков Мухтуи, до современных покорителей северных трасс.

От «Тройки» по Победе к кинотеатру «Юность»

40 лет назад была открыта школа №3 – это была первая такая школа в Леске, через 2 года открылась ещё одна такая же школа – это школа №4. После реконструкции в нашем городе появился большой  красивый дворец культуры «Юность» В нем два зала зрительный и дискотечный, хоровые и танцевальные классы, художественная мастерская и т.д.

По ходу следования транспорта: Центральная котельная – отапливает большую часть города. Ещё несколько лет назад котельная работала на угле, который приходилось завозить в больших количествах на баржах по реке Лене. Сейчас котельная работает на своём местном  жидком топливе. Ленскснаб бывшая база УБМТС. Место где скопилось большое количество складских помещений, перерабатывается большое количества груза и отправляется дальше на алмазные месторождения.

Первый спортивный зал «Олимп», автобаза АДТ сейчас называется ЛТП-1

1956 год. Прибыли первые строители, первая партия техники, оборудование, нефтепродукты промышленные и продовольственные товары. За 24 дня навигации разгрузили 3022 тонны груза. Для доставки грузов к месторождению «Мир» в ноябре месяце по зимнику отправились четыре автомашины «ГАЗ-63» в пробный рейс

В ноябре 1956 года к месторождению было доставлено 20 тонн груза, а уже в декабре 650 тонн. 4 января 1957 года было принято постановление организовать трест «Якуталмаз» и принято решение о строительстве автодороги «Мухтуя-Мирный», так началось обустройство «Ворот алмазного края». Так начала своё существование автобаза. Город Ленск стали называть «городом шоферов»

Пожарная часть. В этом году ей исполняется 50 лет.

Дорога в микрорайон «Алроса»

Десятки лет река вела себя спокойно, но 1998 году город сильно пострадал от наводнения, на ликвидацию последствий были затрачены огромные силы. Но в 2001 году река привысила уровень 98года и уже теперь весь город ушёл под воду, казалось ещё немного и его просто снесёт льдом. Результат, более пяти тысяч повреждённых домов. Курс на восстановление города был принят сразу же после трагедии, когда отступила река. В Ленске было организованно пять основных строительных площадок: Чанчик-1, Чанчик-2, Доярушка, Северный и «Алроса». На помощь пришла вся Россия. Президент России

В.В.Путин взял под свой контроль восстановление города и он возродился словно Феникс из пепла.

О нефтеразведке и поселке Разведчик.

Нефтеразведка начала своё существование в начале 70-х, тогда же начал строится и посёлок Разведчик. В 1979 году впервые было разведано Талаканское газонефтяное месторождение, запасы которого, огромны. В 2002 году на Талакане была добыта первая тонна нефти, а в 2008 году добыча должна составить четыре миллиона. У города огромное будущее: развитие нефтегазового комплекса,  через Ленский район пройдёт более 500км.нефтепровода, строительство железной дороги Лена-Киренск-Витим-Ленск, строительство автодороги Тулун-Братск-Усть-Кут-Мирный-Сунтар-Вилюйск-Якутск. Строительство и развитие города Ленск и посёлка Витим будет продолжаться.