Как это всё-таки замечательно, когда по жизни человека красной нитью проходит какое-то увлечение, любимое занятие, страсть. Увлеченные люди – особая категория, с огоньком в глазах, с интересом к жизни. Как правило, это жизнелюбы, оптимисты, бодряки.
У пеледуйца Николая Заводского увлечений много: музыка, охота, огородничество… И всё же главная страсть одна – художественная фотография.
По профессии Николай инженер-судомеханик, немало отработал на Пеледуйском судоремстройзаводе, в том числе пять лет – главным инженером; обслуживал радиорелейные станции в Территориальном управлении союзных магистралей, потом перешёл в энергетику. Стрелка на часах его жизни, как он сам говорит, подбирается к цифре 65. Женат, имеет двух дочерей.
Фотоделом увлёкся с 12 лет. После первых робких шагов в фотографии появилось желание разобраться во всём досконально. И он сделал это самостоятельно, начав с книги «25 уроков фотографии». Изучил правила экспозиции, основы химических процессов при проявке фотоплёнки и печати, понятие о перспективе и перспективных искажениях и многое другое.
Были в его увлечении спады и подъёмы, периоды бездействия. «Смена-8», «Чайка», «Зенит ТТL», цифровая камера «Коdak DS-50», полупрофессиональная «Sigma» – это тоже этапы его пути в фотоделе. Пришло время – и пропал интерес снимать просто застолья, демонстрации и митинги, появилось желание при помощи фотографии выразить своё видение мира, своё философское его осмысление. И передать это зрителю, выставив снимки на публичное обсуждение.
Первое место в фотоконкурсе районной газеты воодушевило. Потом были другие фотоконкурсы и победы, но тот успех был особенным: он был первым.
В 2000 году он прошёл конкурс на участие в книге «Пчёлы, осы, шмели», в 2001 году заработал приз журнала «Е-photo. Цифровое фото» за снимок «Солнечный денёк». В 2002 году его работа «Снежные образы. Оракул» была удостоена первого приза в номинации «Природа. Черно-белая фотография» в конкурсе, проводимом компанией «Universal Pro Art Producing». Приз за первое место был особенным – бронзовая статуэтка ручной работы «Маргарита». В этом же году он занял ещё два призовых места в журнале «Путь и водитель» за снимки «Земляк, до города подвези!..» и «Материализация автомобиля, или Копперфильд по-русски».
Мастер Николай Заводский и его «Маргарита»
(статуэтка за первое место в фотоконкурсе компании «Universal Pro Art Producing»).
Следующий год принёс второе место в номинации «Жанр. Чёрно-белая фотография» в конкурсе, проводимом компанией «Universal Pro Art Producing» за работу «Россия. Одиночный поход» (позднее переименована автором в «Россия. Свой путь»), и первое место в конкурсе журнала «Цоколь» за работу «Скорбь по хрупкому другу». С этим же снимком он принял участие в итоговой выставке международного фотосалона «Фото. Сибирский успех».
В 2004 году Николай Заводский участвовал в республиканском конкурсе профессионалов «Мир глазами фотографа», который проводило Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я). Это была, по сути, первая крупная выставка Николая Заводского «вживую» (до этого он выставлял свои работы лишь в виртуальном пространстве). Итог – первое место в номинации «Природа Якутии».
Пейзажи у него действительно великолепные. «Вековуху» он, например, год караулил. И как-то осенью «поймал». Сыпал первый снег, стояла сырая и стылая погода – это как раз создавало необходимое для снимка психологическое ощущение неуюта. Одиночное дерево в непогоду воспринималось по-особому пронзительно и передавало задуманное автором настроение. Вот она, «вековуха» в образе одинокого дерева, вышла за околицу как будто в ожидании чего-то…
Его снимки долгое время «живут» в Интернете и время от времени номинируются как «Фотография дня», «Фотография недели», попадают в «Золотые фотографии». Многие фотоработы Николая Заводского нашли положительные отзывы в Интернет-сообществе фотографов и любителей фотографии. Те, кто имеет доступ в Интернет, могут ознакомиться с ними на сайтах, для этого нужно лишь сделать запрос по ключевым словам «Заводский Николай» и «Nikolay Zavodsky».
Не так давно в зале искусств центральной библиотеки прошла большая фотовыставка Николая Заводского, где были представлены 95 его большеформатных работ. «Этюды морозного утра», «Рождественский мотив», «За стеклом», «Краски заката уходящей зимы», «Весенний взрыв», «Первоцветы»… – автор запечатлел, остановил мимолетные, уникальные, живущие, быть может, лишь какие-то секунды состояния природы. Остановил их для нас, чтобы и мы смогли разделить его впечатление, его восхищение, его настроение в тот миг, когда он нажимал на спуск затвора. Хороша серия «Голубое и жёлтое». Это как талантливая картина художника-абстракциониста, на которой вроде бы и нет ничего реально узнаваемого, но вот сама композиция и необычный колорит завораживают так, что не оторвать взгляда. В то же время «Голубое и жёлтое» – это не изыски цифровой обработки, а самая настоящая реальность, увиденная через объектив. Этакая «объективная» реальность, «объективный» мир.
А теперь – несколько слов о другом Заводском. Было время, он пробовал себя в изобретательстве и имеет два патента. Изобрел механизм раскрытия полукорпусов шаланды и оригинальные складные лыжи. А ещё он пишет рассказы.
– Мы встретились с ним случайно, в Новосибирске, – рассказывает жена Нина Ивановна, – я была комсоргом цеха, мы готовились к субботнику. Набрала в магазине кучу рулонов, несу – и вдруг они начинают выскальзывать у меня из-под мышки. Слышу: «Девушка, можно вам помочь?»… И вот до сих пор помогает… Он сложный человек, но я чувствую в нём опору и защиту. Резкий, непримиримый. С армии вернулся – как будто подменили. Был период – пил. Но нашёл в себе мужество, бросил. Умеет практически всё. Нет такого, в чём бы он не разбирался, не понимал. И мне по работе помогает, и детям высокую планку задаёт…
В 1989 году Николай решил строиться. Администрация посёлка предоставила лесоделяну под строительство, завод – пиломатериал в счёт заработной платы. Корчевали участок и выравнивали грунт. Проект домика Николай придумал сам (по этим чертежам потом построились ещё две семьи в посёлке). Стопу возвести помогли родственники, а остальное делали самостоятельно – Николай, жена, дочери. Строили пять лет. И в результате заняли второе место в районном конкурсе индивидуальных застройщиков.
У огородников Заводских на «подворье и около» растут не только картофель и овощи, но и плодовые кустарники, баклажаны, малина, смородина и клубника. «Мы не ждём милости от природы, а надеемся на себя» – жизненный лозунг семьи Заводских.
С 2012 года Николай пенсионер. В последние годы к участию в различных конкурсах и биеннале охладел: годы и здоровье берут своё. Перенёс инфаркт, операцию на сердце. Но фотокамеру при вылазках на природу не забывает. Периодически размещает новые фотографии на своей страничке – уехавшие из Пеледуя земляки всегда с удовольствием смотрят его работы.
Николай Николаевич несколько лет отнекивался на предложение написать о нём. Из скромности, конечно: он не считает себя выдающимся человеком. Но путь, проделанный им к успеху, заслуживает уважения и восхищения. Он поднимался по нему долго, преодолев порядка 10 тысяч «ступенек» (таково количество наработанных им фотоснимков). И всех своих жизненных вершин достиг только благодаря трудолюбию, настойчивости и любви к красоте жизни.
Сергей МОСКВИТИН.
Фотоработы Николая Заводского с его комментариями:
С добрым утром, завод!
Панорама Пеледуйского затона и реки Лены. Июнь, примерно 5 часов утра. Формируется туман над водной гладью.
Двое со Звезды.
Северная орхидея Calypso bulbosa.
Жизнь скоротечна...
Ночная бабочка за окном и отражение пламени свечи в оконном стекле.
Суперлуна.
Фотография луны в момент, когда она находилась в ближайшей к Земле точке своей орбиты. На 17% больше чем обычно, и на 30% ярче.
15 ноября 2016 года. В следующий раз Суперлуну можно будет наблюдать в 2034 году.
Дымы́ на мороз
Вечерние зимние сумерки. Январь.
Портрет жены.
Остров.
Остров Половинный утром в тумане.
Асператус.
Облака «Асператус» – довольно редкое атмосферное явление. Отличаются своей необычной формой и вызывают у людей ощущение тревоги, дискомфорта.
Паучок, который любил летать.
Макросъёмка. Снято телеобъективом f=200мм+телеконвертор х2,0+макрокольцо. Такой набор применён для увеличения глубины резкости при съёмке макрообъектов. В реальности размер паучка не более 5 мм.
Свиристели что-то нынче рано прилетели.
Свиристели – довольно лёгкий объект для съёмки: ведут активную жизнь рядом с человеком, поэтому особо человека не опасаются и можно подходить на удобную для фотографирования дистанцию.
Струйка воды.
Всего лишь струя воды из-под крана. Повернуто на 90 градусов против часовой стрелки. Снято с внешней вспышкой в режиме сверхбыстрой синхронизации на очень короткой выдержке. Постобработка в ФШ: добавлено легкое свечение вокруг наиболее ярких пятен в изображении.
Блики.
Такие блики в фотографии имеют специальный термин: flare. Этот снимок сделан фотоаппаратом «Sigma-14SD». Эта камера примечательна тем, что имеет съемный RGB-фильтр перед матрицей. Если его снять, то камера может работать в инфракрасном диапазоне (IR-диапазон). При такой технике съёмки просветление оптики, рассчитанное на работу с частотой волн видимого света, в инфракрасном диапазоне не работает и при контровом освещении получается эффект флэр. Этот эффект любят рисовать киношники, когда изображают в кадре объекты в открытом космосе.
В моём окне...
Фото демонстрирует возможности тильт-шифт объектива по перераспределению дистанции глубины резкости в области кадра.
В нижней части кадра наиболее резкие детали располагаются на расстоянии около 1 метра от передней линзы объектива, а в верхней половине резко прорисованы объекты, находящиеся на расстоянии примерно 20...22 метра от фотографа.
Зимний вечер.
Обычный зимний пейзаж, характерный для предзакатного времени в декабре при хорошей погоде. Фотография сделана с использование градиентных фильтров системы Cokin.
Снежные образы. Оракул.
Первое место в международном фотоконкурсе, проводимом издательским фотоцентром «Юниверсал фотопроарт продьюсинг». Номинация – черно-белая фотография.
Снимок сделан примерно в 23 часа в зимнее время цифровой фотокамерой с матрицей 2,2 мегапикселя (!). Штатив для длинной выдержки, так как при повышении ICO матрица камеры нещадно выдавала шум. В постобработке кадр повернут на 90 градусов по часовой стрелке. В реальности на фото свет уличного фонаря освещает сугроб на заднем плане и формирует тень от забора на переднем.
Россия. Свой путь.
Фотография на самом деле полна символов. Снежно-ледяная пустошь, человек идущий в неизвестность и тянущий за собой лодку, как страховку для преодоления возможных преград в виде разводьев в массе льда. В оригинале на борту лодки в русском духе написано чисто русское слово из трех букв :-)
Фото сделано примерно в 2002...2004 году на ч/б пленку. В. В. Путин только-только начал налаживать экономику страны, ещё совсем непонятно было, куда он страну поведёт, и никто даже не предполагал, что мы активно войдём в Арктику. Так что это, можно сказать, и несколько пророческая фотография.
Первоначально я дал ей название «Россия. Одиночный поход», но потом решил, что такое название не совсем точно подходит по смыслу, который я пытался вложить в это фото, и я изменил название на «Россия. Свой путь».
Вековуха.
Оставьте свой комментарий
Оставить комментарий от имени гостя