Интернет-приёмная главы города Анатолия Макушева

Нормативно-правовые акты

Административные регламенты

Переселение граждан

Прокуратура информирует    

ПРОКУРАТУРА ЛЕНСКОГО РАЙОНА


  678144, г. Ленск РС(Я) ул. Ленина, 68    |    тел.(факс) 8(411-37)42-2-02     |     lenskproc@gmail.com 

Правовое просвещение (ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ)

Проблемы реализации конституционных прав граждан в Республике Саха (Якутия) и мерах по профилактике их нарушений

Указом Президента Российской Федерации от 19 сентября 1994 г. N 1926 12 декабря объявлен Днем Конституции Российской Федерации.

Конституция РФ утверждает права и свободы человека и гражданина, гарантию их защиты и реализации.

Одним из основных конституционных прав гражданина являются трудовые права, гарантированные ст. 37 Конституции РФ.

Применительно к республике, как и в России в целом трудовые права актуальны всегда, в том числе в сфере занятости, своевременности выплаты заработной платы, соответствие её размера требованиям трудового законодательства.

К примеру, по данным Госкомитета Якутии по занятости населения, по итогам 2017 года уровень общей безработицы в республике составил 7,1% (средний показатель по стране – 5,5%). При этом наблюдается более высокий уровень безработицы по сравнению с общероссийским уровнем и уровнем безработицы по ДФО , в сельской местности. В этой связи, особую актуальность имеет проблема сельской безработицы. В отдельных сельскохозяйственных и северных районах Якутии уровень безработицы превышал среднереспубликанский уровень в два раза.

В соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) №145 от 27.10.2018 года «О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)» поставлена задача по снижению уровня общей безработицы до 6,7%.

Важным показателем, характеризующим напряжённость на рынке труда, является нагрузка безработного населения на одну заявленную вакансию. Причины высокой безработицы в сельской местности, в арктических и северных районах носят системный характер: экономические – нерентабельность сельскохозяйственной деятельности, недостаточная государственная поддержка сельхозпроизводителей; структурные - специфика сферы труда на селе, низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве, неразвитость неаграрных видов занятости; социальные – алкоголизация населения, иждивенчество, неадаптированность к рыночным условиям.

Необходимым условием для обеспечения экономической и социальной стабильности населения и основным критерием соблюдения трудовых прав граждан является своевременная и полная оплата труда.

На территории республики зарегистрировано более 27 тысяч хозяйствующих субъектов, у которых осуществляют трудовую деятельность 359,4 тыс. работников.

Несмотря на снижение к 01.11.2018 в два раза долга по заработной плате в сравнении с данными статистики аналогичного периода прошлого года, ситуация с оплатой труда в регионе на предприятиях и организациях остается напряженной.

Так, по данным Росстата по состоянию на 01.11.2018 общая сумма задолженности по оплате труда в республике составляла 20,2 (39,9 – здесь и далее по тексту данные на 01.11.2017) млн. рублей и приходилась на 7 (8) организаций-респондентов статистической отчетности. В ее размер также включен долг (5,8 млн. рублей) трех хозяйствующих субъектов (ПОУ ЦВПВ РО ДОСААФ – 0,5 млн. рублей, КП «Арктическая транспортная компания» – 2,95 млн. рублей, ОАО «Ростовшахтострой» – 3,207 млн. рублей), надзор за исполнением законов которыми осуществляют Дальневосточный транспортный прокурор, военный прокурор Восточного военного округа, прокурор Ростовской области соответственно.

Однако практика прокурорского надзора свидетельствует, что реальный размер долга в регионе превышает официальные данные.

На 01.11.2018 в республике числилось еще 24 (32) предприятия, невыплачивающих работникам заработную плату и непредоставляющих статистические сведения, как в силу положений закона, так и в связи с ненадлежащим исполнением установленных законом требований , с размером долга 102,8 (86,8, + 18 %) млн. рублей.

Изучение структуры долга по видам экономической деятельности показало, что к 01.11.2018, как и в течение 2018 г., высокий уровень неисполненных обязательств вознаграждения за труд образовывали предприятия строительства (39,2 %), жилищно-коммунальной сферы (17,3 %), геологоразведки (16,6 %), сельскохозяйственной отрасли (15,1 %) и дорожного хозяйства (7,2 %).

Обобщение итогов надзорной работы прокуратуры республики в регионе за 10 месяцев 2018 года, анализ динамики роста и снижения долга по заработной плате на предприятиях показал, что основной причиной его возникновения явилось отсутствие собственных средств, в большей части связанных с наличием кредитов по денежным обязательствам, дебиторской задолженности, сезонным характером работ и др.

Еще одним из немаловажных Конституционных прав является право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в ст. 41 Конституции РФ и является общепризнанным социально-экономическим правом, фундаментальную основу которого составляют нормы международных актов: ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Анализ выявленных нарушений за 2017, текущий период 2018 года в сфере охраны здоровья свидетельствует об имеющейся острой проблеме реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.

Так, на основании проверок установлено, что в подавляющем большинстве учреждений здравоохранения республики существует проблема дефицита врачебных кадров, что не позволяет в полной мере обеспечить право граждан на квалифицированную и качественную медицинскую помощь. По состоянию на 01.01.2018 Министерством утверждено 6423,00 штатных врачебных должностей, укомплектованность врачами штатных должностей составила только 75,1% (2015 г. – 73,2).

Отрицательно сказывается на качество и своевременность оказания медицинской помощи наличие фактов ненадлежащего укомплектования учреждений здравоохранения медицинской техникой, материалами и лекарственными препаратами.

Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что большинство учреждений здравоохранения не соответствуют требованиям стандартов оснащений по оказанию медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения РФ.

Серьезную озабоченность вызывает не своевременное обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами и изделиями.

Статья 40 Конституции РФ закрепляет право на жилище, под которым понимается субъективное право гражданина на пользование и приобретение жилого помещения. Основной закон формулирует основные гарантии реализации этого права: запрет произвольного лишения жилища; поощрение жилищного строительства органами государственной власти и местного самоуправления; создание условий для осуществления права на жилище; предоставление жилища бесплатно или за доступную плату малоимущим или иным указанным в законе гражданам.

Органами прокуратуры республики на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением жилищного законодательства, который в силу его социальной важности отнесен к приоритетным.

Особую актуальность вопросы обеспечения законности в данной сфере приобретают в связи с нехваткой государственного и муниципального жилищного фонда, предназначенного для проживания граждан, высокой долей ветхого и аварийного жилья, распространенностью грубых нарушений прав граждан при строительстве жилья и т.д.

Типичными нарушениями, выявляемыми прокурорами в сфере предоставления гражданам коммунальных услуг и содержания общего имущества многоквартирных домов, являются несоблюдение нормативов их предоставления (например, отсутствие водо-, тепло-, электроснабжения ввиду технологических нарушений или недостаточный объем предоставления услуг в связи с ненадлежащим содержанием инженерных коммуникаций), непроведение организациями, обслуживающими жилищный фонд, работ по заключенным договорам (в том числе вывоз ТБО и ЖБО, ремонт общего имущества дома).

К примеру, прокуратурой Ленского района по результатам проведенной проверки деятельности управляющих компаний, выявлены нарушения требований экологического законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, а именно: организованные площадки для сбора твердых бытовых отходов (далее ТБО) на момент проверки переполнены ТБО, бытовые отходы разбросаны за пределами площадок для сбора ТБО.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в отношении ответственных должностных лиц управляющих компаний возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ (несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления).

По результатам рассмотрения вышеуказанных административных материалов Ленским комитетом охраны природы по РС(Я) должностные лица управляющих компаний привлечены к административной ответственности, в виде административного штрафа на общую сумму 40 000 рублей

Практика прокурорского надзора показывает, что значительная часть допускаемых нарушений обусловлена недостаточным знанием гражданами требований жилищного законодательства, что приводит зачастую к избранию ими неэффективных средств защиты своих прав. Серьезной проблемой остается вопрос собираемости с граждан платежей за оказываемые управляющими организациями услуги по содержанию общего имущества дома, что обычно недобросовестные предприниматели используют для оправдания своего бездействия.

Определенные сложности возникают при осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере капитального ремонта многоквартирных домов.

Так, проведенной в мае 2018 года проверкой деятельности «Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)» (далее по тексту – Фонд) выявлены факты несоблюдения сроков проведения капитального ремонта, проведения капитального ремонта в домах, признанных аварийными, некачественное выполнение строительных работ, осуществления ненадлежащего контроля за качеством и сроками оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями, нарушения законодательства о закупках, рассмотрения обращений граждан. 30.05.2018 по данным фактам прокуратурой республики генеральному директору Фонда внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, к дисциплинарной ответственности привлечены 2 лица.

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На территории республики численность пенсионеров, получающих пенсионные выплаты, составляет 274 793 человек, средний размер пенсии - 18 024,62 руб. Страховую пенсию получают 245 473 человек, средний размер которой составляет 18 281,83 руб. В том числе по старости пенсию получают 224 117 человек, по инвалидности 12 376 человек, по случаю потери кормильца – 8 980 человек. Получателями пенсий по государственному пенсионному обеспечению являются 29 320 человек, средний размер пенсии составляет 11 892,22 руб. Из общей численности пенсионеров – 603 получатели накопительной пенсии, 101 – получатели срочной пенсионной выплаты.

По информации ГУ РО ФСС РФ по РС(Я) за 2018 год выплачено 82 471 пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 1 402 767,52 руб. На ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачено 28 785 гражданам на сумму 371 798,06 руб. По беременности и родам выплачено 1 862 гражданам на сумму 294 939,01 руб. Пособие при погребении получили 101 гражданин на сумму 844,07 руб.

Органами прокуратуры республики выявлены единичные случаи необоснованных отказов пенсионных органов в компенсации расходов на приобретение авиабилетов к месту отдыха и обратно, незаконного уменьшения размеров пенсии, и др.

К примеру, в 1 полугодии 2018 года прокурорами городов и районов выявлены факты наличия задолженности перед пенсионерами расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно.

Широкое распространение имеют нарушения прав граждан при рассмотрении их письменных обращений.

Органами государственной власти, органами местного самоуправления допускаются типичные нарушения, связанные с ненаправлением или несвоевременным направлением ответов на заявления граждан, рассмотрением только части доводов обращений, разрешением обращений неуполномоченными лицами. К примеру, органами прокуратуры республики только за 2017 год выявлено 570 нарушений в данной сфере, свыше 200 лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.

Определенную сложность вызывают вопросы распространения норм федерального законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан на те органы и организации, которые прямо не указаны в законе. Далеко нередки и случаи злоупотребления гражданами своего права на обращение, что выражается в многократных обращениях по одному и тому же вопросу в один и тот же орган (например, многократные обращения граждан в прокуратуру после исчерпания всех предусмотренных способов защиты прав, в том числе судебного); обжаловании ответов по малозначительным основаниям, направлении новых обращений под видом жалоб на ранее данные ответы и т.д.

Особое внимание органами прокуратуры уделяется вопросам исполнения избирательного законодательства, поскольку от обеспечения беспрепятственного, свободного волеизъявления граждан зависит облик всего государства в целом.

Например, в 2018 году в ходе подготовки и проведения выборов Главы РС (Я), народных депутатов РС (Я), глав муниципалитетов и депутатов представительных органов местного самоуправления органами прокуратуры республики выявлено 25 нарушений избирательного законодательства.

По фактам выявленных нарушений внесено 8 представлений об устранении нарушений закона, которые рассмотрены и удовлетворены, к дисциплинарной ответственности привлечено 6 лиц. На незаконные правовые акты принесено 2 протеста, которые удовлетворены, в противоречащие правовые акты внесены изменения. Вынесено 13 постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, которые рассмотрены с назначением виновным лицам административных штрафов. Объявлено 4 предостережения о недопустимости нарушения закона. В суд предъявлено 1 исковое заявление, которое удовлетворено.

Органами прокуратуры пресечены нарушения в сфере предвыборной агитации, факты несвоевременного перечисления денежных средств на проведение выборов, нарушения при формировании списков избирателей и формирования избирательных комиссий. Проверками также предотвращено использование административного ресурса для повышения явки избирателей в день голосования.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит, что к аждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В систему экологических прав граждан, кроме права на благоприятную окружающую среду, которое считается основным экологическим правом, входят и иные права - права на использование природных ресурсов в целях удовлетворения личных потребностей (общего природопользования).

В лесном законодательстве право граждан на благоприятную окружающую среду и право на общее природопользование реализуются посредством обеспечения права граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Однако это право граждан может быть ограничено. В соответствии с п. 5 ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах и безопасности граждан при выполнении работ. Ограничение одного права направлено на обеспечение другого права - того же самого права на благоприятную окружающую среду, в связи с тем что неконтролируемое посещение лесов во время пожароопасного периода может привести к лесному пожару, в результате которого будет причинен как экономический, так и экологический ущерб - сокращение лесов отрицательно сказывается на состоянии всей природной среды.

Реализация крупных энергетических, строительных проектов влечет экологические последствия, в том числе образование масштабных отходов, отвалов; изменение природных ландшафтов, вырубки лесов. Как показывает практика, при строительстве линейных объектов на территории республики, таких как нефтепроводная система и линии электропередачи, наблюдается варварское отношение к лесным богатствам.

Органами прокуратуры на постоянной основе проводятся проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования.

К примеру, прокуратурой Ленского района проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства об охране окружающей среды со стороны организаций, осуществляющих деятельность на территории Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения.

В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения природоохранного законодательства, а именно: порча земель в результате нарушения правил обращения с иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, а также несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

По результатам проверки прокуратурой района в отношении организаций допустивших нарушения требований законодательства возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, ст. 8.2 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, виновные привлечены к административной ответственности, в виде штрафов.

Кроме того, в адрес директоров данных организаций внесены представления об устранении нарушений закона, которые рассмотрены и удовлетворены.

Нарушения природоохранного законодательства в настоящее время устранены.

Прокуратура Ленского района

Добавить комментарий

Читайте также: