Интернет-приёмная главы города Анатолия Макушева

Нормативно-правовые акты

Административные регламенты

Переселение граждан

ПОЭТИЧЕСКАЯ ХРОНИКА ЛЕНСКА

На протяжении всей истории Ленску признавались в любви люди, которые здесь родились, выросли или продолжительное время жили. Об этом как нельзя лучше свидетельствует количество поэтических посвящений нашему городу. Читать далее...

Образ Родины в русской литературе Якутии (на материале поэзии С. В. Москвитина)

Аннотация. В данной статье рассматривается образ родины в поэзии С. В. Москвитина, проводится параллель с творчеством писателей Серебряного века. Авторы предприняли попытку проанализировать создаваемый современными поэтами образ родины, выявить их отношение к существующим реалиям. В работе использованы сравнительно-сопоставительный, формальный методы исследования. Теоретической основой работы стали труды ведущих отечественных специалистов в области литературоведения: М. Б. Лоскутниковой, М. М. Бахтина, а также Т. А. Бахор, В. С. Лобаревой, А. Е. Черновой.

Ключевые слова: Москвитин С. В., образ родины, современная поэзия, малая родина, Россия, поэтический язык.

  

Русская литература Якутии представляет собой самобытную художественно-эстетическую систему, которая занимает особое место в литературном пространстве Якутии. Одним из ярких представителей современной русской литературы Якутии является Сергей Владимирович Москвитин. Он родился в Приморском крае, но своей родиной считает Якутию, так как всю сознательную жизнь он провёл на северной земле. Сергей Москвитин является членом Союза журналистов и Союза писателей России, автор 20 книг, в том числе сборников стихотворений. Как поэт он публиковался во многих республиканских газетах и журналах, сборниках, в двух московских трехтомниках: «Стихи. Проза. Сказки» (Издательский дом «Ключ-С», 2007) и «32 писателя» («Российский писатель», 2007). Поэзия всегда увлекала Сергея Владимировича, стихи он начал писать в студенческие годы. В течение 17 лет он руководил литературным объединением Ленского района «Фламинго» [4]. За период его руководства «Фламинго» был признан самым успешным объединением по республике, за это время было опубликовано 45 книг.

В своих стихотворениях Сергей Москвитин воспевает любовь, женскую красоту, северную природу, размышляет о поэзии, о судьбе поэта. Основополагающей в его творчестве выступает тема родины, которая относится к вечным в русской классической литературе [6]. Поэтов и писателей вдохновляла любовь к народу, отчизне, но в то же время исторические события накладывали свой отпечаток, привнося в настроение произведений тревожные думы о настоящем и будущем России, о трудной доле русского человека, разочаровании и безысходности [5].

Историко-литературные преемственные связи в развитии общих закономерностей художественного творчества в литературоведении определяются как традиции [1]. В поэзии писателя Якутии находят творческое продолжение литературные традиции поэтов Серебряного века С. Есенина, Н. Клюева [7], выражаясь в особенностях стихосложения, системе символов и постановке проблематики.

Образ Родины в творчестве С. В. Москвитина весьма неоднозначен. В его стихотворениях, посвященных России, мы чётко видим горькое разочарование, боль, недоумение. Например, в произведении «К Родине», которое открывает сборник стихотворений «Застенчивая красота», автор пишет:

Не нравишься ты мне,
Какою стала –
Без цели,
Без идеи впереди;
Ты выдохлась,
Спустилась с пьедестала,
Ты опустилась,
На колени встала,
Упала.

Автор олицетворяет образ родины, видя перед собой изнеможенного, уставшего человека без перспектив и будущего. Для усиления экспрессии используется приём нисходящей градации: выдохлась, спустилась, опустилась, на колени встала, упала.

Данная тема повторяется и в стихотворении «Женщина на паперти» (2005), в котором родина ассоциируется с женщиной на паперти, просящей милостыню, чтобы прокормить детей. По словам автора, Родина-мать измождена, бледна, измучена, нищая, забытая Богом, она поседела от непосильных забот и разных бед:

С тёмными подглазьями,
Богом позабытая,
Нищая и грязная,
Это наша Русь.

В стихотворении «Двое суток в поезде» образ России предстаёт для автора следующим образом:

Всюду мусор, свалки и помойки
Вижу из вагонного окна.
Словно после затяжной попойки
Предстаёт огромная страна.

Прячут сёла облик невесёлый
Под осенней рыжею листвой.
Ждут дождей похмельного рассола
Или, может, встряски снеговой?

Двое суток еду по России
И повсюду вижу лишь бардак,
И душа беснуется в бессилье,
Что умеем жить мы только так.

Лирический герой в пути уже два дня, но за окнами он видит одну и ту же картину – мусор и свалки. Страна сравнивается с человеком после длительного запоя, который стыдится своего облика и хочет забыться в очередном пьянстве. При этом нужно отметить, что автор не абстрагируется от общественности, а видит себя в ней. Герой огорчен, злится на своё бессилие изменить ситуацию, сожалеет, что его родной народ другой жизни не знает, не стремится что-либо изменить. Настроение стихотворения мрачное, пессимистичное, выражает «чёрную печаль». Автор выражает боль и сожаление: «Мы давно остановились в росте, и былой России не вернёшь». Причина, по мнению автора, кроется в извечной социальной проблеме российского народа – алкоголизме («Захлебнулась нищая Россия»).

Как поэт он также сознает отсутствие возможности быть глашатаем совести. В своем стихотворении «На смерть Евгения Евтушенко» Сергей Владимирович сожалеет, что современные поэты не могут быть рупором, сравнивает их со светом от тусклой лампы, которая может погаснуть:

Поэт в России больше не поэт,
Не миротворец и не огнеборец.
Сейчас поэт – обычный стихотворец.
Не пламя, а лишь тусклой лампы свет.

Скорбная картина современной России, по мнению автора, отражённая в стихотворении «Боль», объясняется тем, что в стране процветает коррупция («Мы живем в стране, где правят воры»), растёт криминал («Всюду цветом расцвели махровым подкупы и криминалитет»), ресурсы страны становятся доступны иностранным государствам («Сунули свой нос в страну китайцы, в Забайкалье вырубают лес»), идет развал экономики («Нет заводов, нет рабочих мест»), идёт отток населения из сёл в города («Опустели сёла и деревни»), растёт уровень алкоголизма среди населения («Пьёт народ – такого легче стричь»), лживая демократия («Выборы у нас – одна формальность и обман в масштабах всей страны»). И виноваты в данной ситуации власть имущие («…в путах путинизма, в воровстве, предательстве и лжи бьётся, задыхается Отчизна»), «олигархи, жадность, деньги, блуд», а также сам народ, который допускает эту ситуацию («Такова российская ментальность», «Мы живём в стране, где люди – быдло, бесконечно терпящие зло»). В своих высказываниях автор категоричен, резок и очень откровенен. Он с сожалением вспоминает о том, как раньше жила страна:

Ты когда-то пахала и сеяла,
И рождала нам хлебные горы.
Ты когда-то своими лишь силами
Небогато, но сытно жила.

Эти строки перекликаются с произведением Евгения Евтушенко:

Благословенна русская земля, открытая для доброго зерна!
Благословенны руки её пахарей, замасленною вытертые паклей!

Данные строки дают нам понять, что рабочий народ сам мог обрабатывать землю, видеть результат своего труда, получать от этого радость и удовлетворение, творить историю и отдавать тепло своих рук родной земле. Поэта огорчает, что сейчас все «рвут, качают, доят и сосут», ничего не отдавая взамен.

Тем не менее, С. Москвитин горячо любит свою родину. Это можно увидеть не только в стихотворениях о родине, но и в описании природы. Поэтический язык автора схож с лирическим словом С. Есенина. У С. Москвитина природа малой родины занимает важное место. Для описания особого трогательного отношения он использует уменьшительно-ласкательные имена существительные. Например, в стихотворении «Предзимняя тайга» он пишет:

Не сдаются листики брусники,
Не желая сохнуть и бледнеть.

А в стихотворении, посвященному весенней природе, он пишет:

Как птенчики, настойчиво, неловко
Сквозь скорлупу листвы, сухой травы
Проклюнули пушистые головки
Подснежники – росточки синевы.

Также автор использует и другой приём – олицетворение:

Вдоль дорожки торжественно ал,
Широченный, высокий, плечистый,
Предлагает товар краснотал,
Как материю, выставив листья.

Скромно сбоку рябинки стоят,
Хоть товар их не менее броский.
Золочёный парадный наряд
Предлагают померить берёзки.

Эпитеты широченный, высокий, плечистый невольно заставляют читателя представить образ молодого, задорного, широкоплечего купца-молодца в алой рубахе, предлагающего лучший товар. А рядом стоят скромные, но улыбчивые девушки в ярких одеяниях с богатыми нитями ярко-коралловых бус и девушки в беленьких сарафанах, держащие на руках переливающиеся разным оттенком золота материи.

В целом, стихотворения о природе Москвитина изобилуют тропами, которые влияют на рецептивное поле читателя: пряный запах тайги, паутин серебряная нить, рыжая земля, жёлтые слёзы, осенние костры. Они помогают живо представить картину, которую видит перед собой на момент написания стихотворения поэт. Настолько ярко, выпукло написаны произведения, раскрыты образы, что читатель практически оказывается на природе, ощущает дуновение ветра, чувствует ароматы тайги.

Или, например, в стихотворении «В тайге якутской» этот приём используется следующим образом:

И буду слушать, как тайга родная
Осеннюю мелодию поёт…

Слово «поёт» оживляет тайгу, ассоциируется с живым существом. Сергей Москвитин на природе оживает душой, черпает вдохновение:

Здесь лопочет река
И приходит строка,
И ложатся стихи на страницы.
Ты меня увлеки, прелый запах тайги,
И позволь мне в тебе раствориться.

Здесь деревья шуршат,
Здесь ликует душа,
Просветляются мысли и лица.
Мой родной уголок, вот и снова я смог,
Прикоснувшись к тебе, возродиться.

Автор не приемлет другой родины. Он предельно честно сам говорит о том, что жить не может без нее:

На снегу – ковёр из жёлтой хвои,
А под ним – зелёный мёрзлый мох.
Всё такое близкое, родное –
То, к чему я всей душой присох.

На лоне природы поэт находит душевное равновесие, умиротворение, вдохновение. Он черпает из неё свои душевные и поэтические силы: «чтобы вволю тобой насладиться», «прикоснувшись к тебе, возродиться», «и позволь мне в тебе раствориться», «я лишь в тайге могу остановиться от гонок, что устраивает жизнь», «здесь лопочет река и приходит строка, и ложатся стихи на страницы». Природа родного края для него родной человек, «подруга», которая всегда поймёт, поддержит, понежит: «засыпай тайга, моя подруга, я ещё вернусь».

Наряду с произведениями, напрямую посвящёнными родине – России, а также стихотворениями о неповторимой красоте родной природы, отношение автора к родине могут ярко иллюстрировать и стихотворения, посвящённые определённым людям. В частности, в качестве примера можно привести стихотворение «Фигуристки», в котором автор отдаёт дань спортивному таланту, грации девушек, радуется их успехам, благодарит за красоту, вдохновение, гордость. Поэт сравнивает их с принцессами, скульптурками, грациями, подчеркивая внешнюю хрупкость спортсменок. Через призму успеха фигуристок он видит успех родной страны:

У всей Европы на виду
Россия расписалась звонко
На звёздном европейском льду!

В стихотворении восторг автора подчёркивают восклицательные знаки, используемые практически в каждой строфе («Звучат три имени глиссандо со всех концов. Ажиотаж!»), олицетворение («коварный лёд»), сравнение («На лёд выходят как принцессы на пьедестале двух коньков»).

В стихотворении «Символы» автор даёт ассоциативный ряд, который может лаконично передать, из чего состоит наша родина: орёл двуглавый, триколор, рощи из берёз, баня, гармонь, в кокошнике красотка, блины с икрой, гжель и хохлома, медведь, тройка. Наряду с предметными ассоциациями автор внёс в содержание фамилии известных личностей: Суворов, Александр Невский, Кутузов, князь Багратион, Толстой, Пушкин, Достоевский; а также вымышленных персонажей: Снегурочка, Дед Мороз, Илья, Алёша и Добрыня. Эти люди внесли огромный вклад в духовное, словесное богатство нашей страны, оказали своё положительное влияние в критические моменты и вызывают ассоциации с Россией в положительном аспекте.

Подводя итог анализу творчества С. Москвитина, можно сказать, что тема родины занимает ключевое место. Отношение поэта к родине на первый взгляд кажется критичным, местами негативным, он не жалеет жёстких выражений, открыто говорит о социальных проблемах российского общества, прямо указывая на истинные причины упадка в стране. Автор занимает оппозиционное положение в отношении существующей государственной политики. Но вместе с тем между строк читается неподдельная боль, искреннее переживание за судьбу родины и народа. Все стихотворения о природе сотканы из любви, построены на положительных эмоциях. Автор видит спасение человечества в возвращении к истокам, бережном отношении к природе, родному краю.

Е. А. Антонова, М. В. Куличкина*

 

Литература

1. Бахор, Т. А. Традиции поэзии серебряного века в произведениях сибирских авторов второй половины ХХ века / Т. А. Бахор, В. С. Лобарева, О. Н. Зырянова. – Текст : электронный // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10–12. – С. 2806–2809. – URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32877.

2. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. – Москва, 1975. – Текст : непосредственный.

3. Белоконь, Н. А. Образ «малой Родины» и геокультурная самоидентификация писателей в литературе советского периода / Н. А. Белоконь. – Текст : непосредственный // Восточнославянская филология. Литературоведение. – 2016. – № 3 (27). – С. 66–73.

4. Биография С. Москвитина. – URL: https://www.livelib.ru/author/533409-sergejmoskvitin. – Текст : электронный.

5. Лоскутникова, М. Б. Русское литературоведение XVIII–XIX веков: Истоки, развитие, формирование методологий / М. Б. Лоскутникова. – Москва: Флинта Наука, 2009. – 351 с. – Текст : непосредственный.

6. Михайлова, М. Г. Очерки русской литературы Якутии / М. Г. Михайлова. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1995. – 185 с. – Текст : непосредственный.

7. Разумовская, А. Г. Образ России в поэзии первой половины ХХ века / А. Г. Разумовская. – Псков: Псковский государственный университет, 2016. – 60 с. – Текст : непосредственный.

8. Чернова, А. Е. Образ Родины в русской литературе (на примере поэзии Николая Рубцова) / А. Е. Чернова. – Текст : непосредственный // Культурологический журнал. – 2017. – № 3 (29). – С. 3.

_______________

*Антонова Евгения Александровна – старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного филологического факультета, СВФУ им. М. К. Аммосова.

Куличкина Марианна Владимировна – старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью филологического факультета, СВФУ им. М. К. Аммосова.

(Журнал «АРКТИКА. XXI век. Гуманитарные науки». 2021. № 2)

Добавить комментарий

Читайте также: