Интернет-приёмная главы города Анатолия Макушева

Нормативно-правовые акты

Административные регламенты

Переселение граждан

О порочной практике празднования юбилеев, или сколько лет Ленску?

Полвека назад в истории Ленска произошло важное событие. 13 июля 1963 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Мухтуя Ленского промышленного района Якутской АССР был преобразован в город районного подчинения с присвоением ему нового имени – Ленск.

Обратите внимание: в 1922 году территорию, на которой мы проживаем, назвали Ленским округом (в неё вошли три разных волости – Мухтуйская, Витимская и Сунтаро-Олекминская, поэтому и было придумано новое название). В 1929 году, при районировании, нашу территорию, по аналогии с Ленским округом, назвали Ленским районом (с центром в селе Мухтуя), хотя логичнее было бы назвать на этот раз Мухтуйским районом. И вот эта-то досадная нелогичность, допущенная в 1929 году, сыграла роковую роль, надо полагать, в 1963 году, когда наш населенный пункт, теперь уже по аналогии с топонимом «Ленский район», переименовали в Ленск. Никуда не денешься, название «Ленск» нашему населённому пункту было предопределено заранее, ведь даже районную газету в 1962 году нарекли почему-то именно «Ленским коммунистом» (опять же по аналогии с топонимом «Ленский район»). Переименование Мухтуи настолько жёстко разграничило старое и новое одного населенного пункта, что многие почти перестали воспринимать Мухтую и Ленск как единое, неделимое целое. Наверное, этого не произошло бы, если Мухтуя осталась по-прежнему Мухтуёй. К сожалению, наша малая родина утратила свое историческое имя.

Тогда, в 1963 году, ленчане отнеслись к переименованию по-разному. Те, кто приехал сюда во время алмазной эпопеи, восприняли эту новость на ура, а коренные мухтуйцы – болезненно. Первых было гораздо больше, чем вторых. Впрочем, в те времена не принято было высказываться против решений государства и партии.

Отсчет истории любого населенного пункта, по мнению доктора исторических наук, профессора, заслуженного работника культуры РС(Я) Павла Казаряна, следует вести от первопоселенцев. Мухтуя и Ленск – это не два обособленных образования, а единое целое. История освоения алмазного края начинается не с города Ленска, а с села Мухтуя, потом - рабочего поселка с одноименным названием, который именно в те годы получил статус города. Никакой границы между Мухтуей и Ленском нет и быть не должно – это один и тот же населенный пункт. Негоже быть Иванами, не помнящими родства, и отрекаться от исторической матери. А ведь мы ещё совсем недавно отмечали, оторвавшись от нашей общей истории, куцые даты – 25-летие и 30-летие Ленска, как будто Ленск образовался на голом месте, подобно населенным пунктам Мирному и Удачному!

Многие ленчане до сих пор называют Ленск «воротами алмазного края». Мало кто знает, что впервые «воротами в алмазное царство» наш населённый пункт назвали чехословацкие журналисты в 1959 году, когда Ленска и в помине не было, лишь рабочий посёлок Мухтуя.

Разобраться с вопросом, сколько лет Мухтуе, пытались многие. Опытный краевед, бывший журналист нашей газеты Александр Чуварков «копал» основательно, делал запросы во многие архивы СССР, но ничего не нашёл. Улита Шабанова, работавшая в нескольких архивах страны, собрала богатый краеведческий материал, вылившийся в ряд газетных публикаций, но тоже не смогла установить точную дату. Мне удалось поработать в Национальном архиве РС(Я), в Иркутском областном архиве, в ряде крупных библиотек Иркутска, но я сумел обнаружить лишь точную дату основания Витима – 1621 год. При этом я отметил, что до 1743 года названия Витим и Пеледуй в разных источниках встречаются неоднократно, а Мухтуя – ни разу.

В январе 2003 года, накануне 40-летия городского статуса Ленска, в газете «Ленский вестник» было опубликовано моё обращение к ленчанам  по поводу возраста Мухтуи-Ленска. Там я предложил взять за точку отсчёта нашего населённого пункта 1743 год – начало работы Иркутско-Якутского почтового тракта. Тогда,10 лет назад, оргкомитет по подготовке Дня города согласился с моими доводами. Все праздничные юбилейные мероприятия в Ленске прошли под знаком 260-летия. Пять лет назад, что вполне логично, мы отмечали 265-летие Ленска. Но вот очередную путаницу в умы ленчан внёс нынешний юбилей городского статуса. В документах городской администрации, в правительственных решениях, в газетных публикациях речь идёт почему-то праздновании 50-летия Ленска.

Мы уже наступали на эти грабли – делали исторические ошибки. В нашем районе сложилась какая-то порочная практика празднования юбилеев, когда, не разобравшись в своей истории, чиновники берут первую попавшуюся удобную дату и празднуют.

Ленчане почему-то отмечали в 1973 году 10-летие, в 1983 году – 20-летие, в 1988 году – 25-летие, в 1993 году – 30-летие Ленска, отталкиваясь всего лишь от даты переименования рабочего посёлка Мухтуя в город Ленск. В 1988 году были даже выпущены сувенирные значки «Ленск», на которых красовалась цифра «25», а в 1993 году – небольшая книжка «Ленск» с цифрой «30» на обложке. Витимцы в 1989 году отметили неправильно 350-летие своего посёлка, не имея никаких архивных данных на руках. Ошибку «запечатлели» в изданном буклете. Пеледуйцы до сих пор празднуют юбилеи своего посёлка, отталкиваясь от 1933 года, хотя Пеледуй – почти такой же древний населённый пункт, как и Витим. В 2000 году наши медики с удовольствием отметили 100-летний юбилей здравоохранения Ленского района, и даже выпустили по этому поводу книгу, не принимая во внимание тот факт, что первая больница в нашем районе образовалась в 1876 году (на тот момент это уже было известно). На протяжении многих лет неправильно отмечала свои юбилеи (занижая свой возраст) Ленская библиотека (50-, 55-, 60-, 65-, 70-летие), формально отталкиваясь от 1936 года – образования районной библиотеки в Мухтуе. Однако, стоило поискать, и выяснилось, что первая библиотека в Мухтуе была образована в 1902 году. Недавно примеру Ленской библиотеки последовала Беченчинская, которая тоже отметила свой юбилей неправильно.

Многие горожане наивно рассуждают, что отсчёт истории Ленска следует вести с 1963 года, поскольку именно в этом году Мухтуя была переименована в Ленск, а населённый пункт получил статус города. Это абсолютно безграмотно и исторически неверно. Коренных мухтуйцев это возмущает. Но слов из песни не выкинешь. Так, бывший глава города Иляхин, затевая широкое празднование юбилея города, говорил о 50-летии Ленска, эта же ошибка повторилась в опубликованных положениях о юбилейных конкурсах в районной газете и в документах правительственной комиссии под руководством Глушко. На эмблеме юбилейных мероприятий сейчас красуется цифра 50, в газетных публикациях «Ленского вестника» то и дело идёт речь о 50-летии города. К сожалению, начался выпуск сувенирной продукции. Уже есть в продаже пакеты с гербом Ленска и надписью «ЛЕНСК 50 лет». Обеспокоенная всем этим, ко мне обратилась сотрудница Ленского историко-краеведческого музея: надо что-то делать!

А что тут поделаешь? Снова обращаться к ленчанам, к властям через газету?!

В 2007 году по поручению главы района (не без моего участия) Ленский архив официально обращался в Национальный архив РС(Я) и Иркутский областной архив с просьбой установить точную дату образования Мухтуи. Ответы пришли отрицательные: «сведениями не располагаем». Иркутяне посоветовали обратиться в Москву, в Российский государственный архив древних актов.

В ответ на просьбу отыскать хоть какие-то архивные свидетельства и пролить свет на точную дату образования Мухтуи Российский государственный архив древних актов через год изысканий ответил следующее:

«Сообщаем вам, что в работе профессора И.Г.Гмелина «Reise durch Sibirien», а именно в части 2 (Gottingen, 1752), где описаны действия академического отряда с 23 мая 1735 по январь 1738 г., какое-либо упоминание населённого пункта Мухтуя отсутствует. Рапортов С.П.Крашенинникова указанная работа не содержит.

В архиве хранится список «Описания реки Лены от Верхоленскаго отсрогу вниз по оной реке до города Якуцка» 1736 г., в котором имеется следующая запись: «Конец нижняго острова Чанчикова. Чанчикова речка, а по якуцки Моктуя Уряк, впала в Лену с левой стороны против нижнего конца помянутого острова, немного пониже устья сей речки; есть на левом же берегу Лены две рубленые юрты, которые недавно поставлены для содержания яму» (Ф. 199 «Портфели Г.Ф.Миллера». Оп.2. П.517. Ч.1. Д.20. л.41 об.).

Поиск в ф. 24 «Сибирский приказ и управление Сибирью» и ф. 214 «Сибирский приказ» результатов не дал. Дальнейшее выявление документов по истории Мухтуи в фондах нашего архива не предоставляется возможным».

Важное сообщение государственного архива не противоречит той версии, которую предлагаю я в краеведческой книге «Моя седая Мухтуя» и многое проясняет. Две новенькие рубленые юрты в 1736 году – это ещё не станок, ведь юрты могли носить и временный характер, а вот почтовый станок – это уже солидный камень в фундамент населённого пункта.  Первое письменное свидетельство о движении через станцию Мухтуйскую относится к 1773 году. Получается, что дата образования станка лежит в промежутке между 1736 и 1773 годами. Логичнее всего взять за точку отсчёта 1743 год – начало работы почтового тракта. Жизнь в местечко на берегу Лены у устьев Мухтуйки и Чанчика вдохнул всё-таки именно тракт. Не будь его – не было бы ни станка, ни Мухтуи. Наш город – ровесник Иркутско-Якутского почтового тракта. И, значит, исторически правильно брать за дату основания Мухтуи именно 1743 год.

В начале 2013 года по поручению городского совета я сделал депутатский запрос в адрес главного научного сотрудника СВФУ, доктора исторических наук, профессора П.В.Казаряна с просьбой высказать своё авторитетное мнение насчёт  возраста Ленска. Учёный ответил: «Современный город Ленск является преемником Мухтуйской почтовой станции, села Мухтуйского, рабочего посёлка Мухтуя. Исходя из вышеизложенного, основание города Ленска относится к XVIII веку, а 1963 год является годом получения существовавшим населённым пунктом статуса города, с переименованием».

Профессор Казарян приводит в своём ответе следующий пример. В 1632 году на берегу Лены был образован Ленский острог, который через 11 лет стал называться Ленским Якутским острогом, и лишь в 1682 году этот острог получил статус города и новое имя – Якутск. Тем не менее, своё летоисчисление столица республики ведёт не с 1682 года, а с 1632-го. От первопоселенцев.

Ну, а насчёт занижения возраста Ленска самими ленчанами Павел Левонович в нашем с ним телефонном разговоре посмеялся: обычно горожане стараются завысить возраст своего населённого пункта. Чем больше возраст города – тем почётнее, тем больше поводов для гордости. А тут вдруг – наоборот! Это ведь не идёт ни в какие «ворота алмазного края»!

Юбилеи – дело серьёзное, это ведь значимые вехи нашей с вами истории. Каждый «бородатый» юбилей должен иметь под собой документальную базу, архивное свидетельство. Отчего же в нашем районе юбилеи берутся с потолка? Отчего ленчане собираются бездумно праздновать не 270-летие, а 50-летие Ленска? От незнания или от небрежного отношения к собственной истории?

Сергей МОСКВИТИН,
краевед,
депутат городского совета.

Добавить комментарий

Читайте также: