Интернет-приёмная главы города Анатолия Макушева

Нормативно-правовые акты

Административные регламенты

Переселение граждан

Государственный земельной надзор: 5 самых частых вопросов

Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия), Д.Н. Местников, ответил на ряд самых часто задаваемых вопросов по государственному земельному надзору.

1. Что представляет из себя государственный земельный надзор и кто его осуществляет?

Государственный земельный надзор представляет из себя надзор со стороны государства за соблюдением требований земельного законодательства. Это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами гос.власти, местного самоуправления, юр.лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных земельным законодательством.

Надзор осуществляется специалистами Управления Росреестра, которые одновременно по должности являются госземинспекторами.

2. В отношении каких лиц осуществляется государственный земельный надзор и что является основанием для его проведения?

Госземнадзор осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок проверок в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов местного самоуправления и органов государственной власти. Основанием для проведения плановых проверок служит утвержденный план, а внеплановых - жалобы, обращения граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, сообщения в средствах массовой информации о нарушениях земельного законодательства.

Проверки также проводятся по исполнению ранее выданных предписаний об устранении нарушений земельного законодательства и по требованию органов прокуратуры.

3. Какова цель проводимого Вашей службой государственного земельного надзора?

Цель одна - это устранение нарушений земельного законодательства и повышение состояния законности в сфере земельных отношений в целом.

Проводимые мероприятия по осуществлению госземнадзора способствуют оформлению прав на землю в установленном порядке, а также восстановлению нарушенных прав землепользователей.

Наши действия направлены на пресечение и устранение выявленных нарушений. Контроль за устранением нарушений сохраняется до его полного устранения. В случае неустранения нарушений материалы направляются в суд для привлечения виновных лиц к административной ответственности и в органы местного самоуправления для подготовки судебных исков по освобождению самовольно занятых земельных участков, т.к. эта процедура не входит в полномочия нашего Управления.

4. Как часто проводятся проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?

Плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся на основании оценки риска совершения противоправных действий при использовании земельных участков. Таким образом в планы проведения проверок могут быть включены земельные участки которых отнесены к категориям среднего и умеренного риска.

При этом следует отметить, что проведение плановых проверок земельных участков, относящихся к категориям среднего и умеренного риска, не могут проводиться чаще, чем 1 раз в 3 и 5 лет соответственно.

Например, земельные участки, предназначенные для гаражного и (или) жилищного строительства относятся к категории среднего риска, плановые проверки в отношении них проводятся не чаще 1 раза в 3 года. Также к среднему риску можно отнести земельные участки, которые предназначены для захоронения и размещения твердых бытовых отходов.

К категории умеренного риска можно отнести земельные участки, находящиеся на землях населенных пунктов и граничащие с землями сельскохозяйственного назначения. Земли, расположенные на границе с лесным фондом также относятся к категории умеренного риска.

Полным перечень критериев отнесения земельных участков к определенной категории риска можно найти в приложении к Положению о государственном земельном надзоре, на сайте Росреестра в сети Интернет.

Федеральным законом №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля» предусмотрено, что основанием для включения проверки в ежегодный план является истечение 3-х лет со дня:

- проведения последней проверки;

- государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- с момента начала осуществления деятельности;

- материалы ранее проведенных мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (административные обследования), в результате которых выявлены признаки нарушений земельного законодательства.

План проведения проверок на предстоящий год согласовывается с прокуратурой РС (Я), ознакомится с ним можно на интернет-сайте прокуратуры и Росреестра.

Внеплановые проверки проводятся по исполнению ранее выданных предписаний, а также по согласованию с органами прокуратуры при наличии весомых доказательств о том, что имеется угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан либо причинен вред.

Кроме этого, государственный инспектор вправе выдать юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного надзора.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.

5. За какие нарушения земельного законодательства предусмотрена административная ответственность и в каких размерах для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?

Как показывает анализ, наиболее распространенными нарушениями земельного законодательства являются самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. Большая часть нарушений в 2018 году (91%) была выявлена на землях населенных пунктов.

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за совершение следующих правонарушений в сфере земельного законодательства:

За самое распространенное нарушение - самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, административная ответственность предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ и влечет наложение штрафа от 100 до 200 тыс. рублей для юридических лиц и от 20 до 50 тыс. рублей для должностных лиц.

В случае если у самовольно занятого земельного участка определена кадастровая стоимость, то размер штрафа рассчитывается от кадастровой стоимости земельного участка. Это от 1,5 до 2% для должностных лиц и от 2 до 3% для юридических лиц.

Также и с использованием земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, за что предусмотрена ответственность ст. 8.8 КоАП РФ.

1. За использование земельных участков не по целевому назначению грозит наложением административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Также, если у земельного участка определена кадастровая стоимость, то размер штрафа рассчитывается от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее того размера о котором было сказано выше.

2. Неиспользование земельного участка из земель сельхоз назначения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Пресс-центр Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия)

Добавить комментарий

Читайте также: