«Святая Гора – это царство без короны, держава без войска, земля без женщин, богатство без денег, мудрость без школы, кухня без мяса, молитва без перерыва, связь с Небом неразрывная, восхваление Христа без устали, смерть без сожаления».
Святитель Николай Сербский.
Говорят, что незапланированные поездки и встречи всегда получаются. Не знаю, правда, это или нет, но в нашем случае так и произошло. Не то, чтобы мы не планировали, правильнее сказать, больше мечтали об этой поездке. Мечты превратились в реальность, когда наш хороший друг просто купил на всех билеты Москва-Салоники…
Вот тут-то и начались мытарства. Сначала я потерял паспорт и долго не мог его найти, потом появились какие-то неотложные дела, ухудшилось самочувствие, и постоянно кто-нибудь помогал мне найти повод не ехать. Апогеем была поломка аппарата, который должен был сфотографировать меня в Визовом центре Греческого посольства в Москве, но, Слава Богу, все устроилось!
Дальше все было обычно - аэропорт, досмотры, самолет, темноволосые стюардессы, которые почему-то не говорят на русском…
После Москвы Салоники показались не ухоженными и не богатыми. Не очень хорошие дороги, мусор на улицах, не дорогие автомобили, простая одежда прохожих и давно не ремонтировавшиеся фасады домов вызывали удивление и вступали в противоречие с представлениями о евросоюзовском рае, в который все так стремятся... Одно из самых первых и сильных впечатлений по приезду это то, что в Греции не услышишь матов, столь привычных в России.
На такси, которое встретило нас в аэропорту, мы поехали в Уранополис, небольшой приморский поселок на границе с Афоном. Два часа дороги скрашивал грек-водитель, неплохо говоривший по-русски. По дороге мы заехали в местность Сулоти, там расположен женский монастырь, где был похоронен преподобный Паисий Святогорец. К могилке всеми почитаемого старца была очередь, храм был переполнен молящимися людьми.
В Уранополисе пришлось ночевать, так как паромы на Афон ходят в первой половине дня. Ни сервис, ни кухня нас не удивили, а вот цены могут поразить не только москвича, но даже ленчанина – все очень дорого.
Рано утром мы получили паспорта – диамантиорины, без которых на Афон не въедешь, и отправились ждать паром.
Один из храмов Афона.
По морю до русского монастыря святого мученика Пантелеимона плыть пришлось около двух часов. Путь пролегал в метрах пятистах от берега. Скалы, непривычная растительность, удивительно чистое Эгейское море, придавали путешествию особенное настроение. Публика на пароме удивляла своей разношерстностью - испанцы, молдаване, румыны, немцы, и, конечно, греки и русские. Было ощущение, что ты попал на восточный базар.
Вид на берег, где расположен монастырь великомученика Пантелеимона.
Монастырь великомученика Пантелеимона.
В монастыре нас встретили традиционным афонским рахат лукумом. В архондарике - гостинице нас поселили в небольших, очень простых по убранству, но чистых комнатах - кельях.
Говорят, что на Афоне сам воздух пропитан благодатью и мы это почувствовали. Русский монастырь великомученика Пантелеимона отличается ухоженностью и строгим, даже по афонским меркам, уставом. В настоящее время в монастыре и принадлежащих ему скитах проживает около 100 монахов разных национальностей, большая часть из которых русские. В период расцвета, в конце 19-го и начале 20-го веков, в монастыре проживало до 3000 монахов.
По афонским тропам вместе с отцом Максимом Крижевским из Москвы.
День паломника начинается со звона латунного колокольчика в руках одного из братьев, которым он будит всех в два часа ночи. В 2.30 начинается служба, которая, если это обычный день продолжается четыре часа. В праздник службы гораздо продолжительнее. После короткого отдыха – завтрак. За трапезой, которую возглавляют старцы монастыря, очень тихо, несмотря на то, что за столами сидит человек 200 мужчин. Никто не разговаривает, не вертит с любопытством головой, все сосредоточены на еде и житийных рассказах о святых, которые по традиции читают во время трапезы. В течение дня еще две продолжительные службы плюс келейное правило. Еду вкушают два раза в сутки, а постом один раз. Все свободное время монахи находятся на многочисленных послушаниях.
Ночью в монастыре очень красиво, замысловатые контуры деревьев неизвестных пород, причудливые тени подстриженного кустарника, стройные кипарисы на фоне так милых русскому сердцу маковок церквей - и все это залито каким-то необыкновенным лунным светом.
Монастыри здесь изобилуют не только древней и богатой историей, но и святынями, которых на Афоне великое множество. Нашей небольшой группе удалось посетить мельницу, на которой подвизался чудный старец Силуан, помолиться в храме, в котором ему явился Христос со словами «Держи ум свой во аде и не отчаивайся».
Вход в храм Пророка Илии, где служил Силуан Афонский.
В монастыре Дохиар мы прикладывались в иконе Божией Матери «Скоропослушница», в столице Афона Корее - к иконе «Достойно есть», в монастыре Иверон мы молились у одной из самой почитаемых в православном мире иконе «Иверская», также мы посетили монастыри Ксенофонт и Ксеропотам. За неполную неделю мы прикоснулись к такому количеству святынь, к какому, наверно, не прикасались за всю жизнь…
Монастырь Дохиар.
Одним из самых чудных моментов пребывания в монастыре было общение с монахами, многие из которых, без сомнения, уже не от мира сего и живут жизнью подлинно святых людей, жизнью, к которой должны стремить жить все христиане. Среди монахов монастыря нашелся наш земляк из Якутска – отец Митрофаний, с которым я был знаком еще до его пострига на Афоне.
Покидая Афон.
Уезжали мы со скорбью в сердце - так нам полюбился Афон, так коснулась сердца благодать Бога, изобилующая в этом уделе Пресвятой Богородицы! Утешались мы только надеждой на следующую поездку.
Иерей Анатолий АСТАФЬЕВ.
Февраль-март 2016 года.
Ленск-Афон.
Оставьте свой комментарий
Оставить комментарий от имени гостя